Под культурой здоровья понимается совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность организма в процессе образования и воспитания.
Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности школы в целом. Установлено, что профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряжённых (в психологическом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В образовании большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит педагог в класс, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Поэтому в ГБОУ школе № 401 Санкт-Петербурга особое внимание уделяется профилактике профессионального выгорания, а также помощи в адаптации в педагогическом коллективе новым и молодым сотрудникам. Задачи таких мероприятий:
✓ Работа с педагогами при эмоциональном выгорании
✓ Помощь новым и молодым сотрудникам в адаптации в устоявшемся коллективе
✓ Повышение общей мотивации в работе и достижению личных целей
✓ Снижение уровня тревожности, преодоление внутренних барьеров и страхов
✓ Повышение степени взаимодействия в коллективе, помощь в приобретении новых дружеских отношений
✓ Приобретение навыков саморегуляции
✓ Формирование позитивного мышления и любви к себе
✓ Снижение конфликтности в коллективе
Для сохранения здоровья педагогов школьным психологом проводятся тематические лекции по саморегуляции и профилактике стрессовых ситуаций. Педагоги имеют возможность посещать кабинет релаксации. Проводятся педагогические советы, посвященные теме здоровьесбережения педагогов и учащихся. Педагоги школы посещают районные, городские семинары, конференции, где приобретают ценный опыт для дальнейшей работы в вопросах здоровьесбережения. Многие педагоги делятся своим опытом, выступая на районных, городских семинарах, конференциях.
Педагоги школы ведут здоровый образ жизни: посещают тренажёрные залы и бассейны, ходят в туристические походы, катаются на велосипедах, занимаются беговыми и горными лыжами, сдают нормативы ГТО для взрослых.
Мероприятия, направленные на профилактику эмоционального выгорания в ГБОУ школе № 401 Санкт-Петербурга
№ п/п | Наименование мероприятия | Цель мероприятия |
|
Круглый стол «Профессиональное «выгорание»педагога: причины, коррекция и профилактика» |
Познакомить с понятием профессиональноговыгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами коррекции и профилактики;формировать впедагогическом коллективе благоприятныйпсихологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов. |
2. |
Мастер-класс «Самооценка притязаний» |
Познакомить с понятием«уровня притязаний» и их влиянием науспешность деятельности педагога |
3. | Мастер-класс «Эмоциональный интеллект» | Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов о формировании эмоционального интеллекта |
4. | Мастер-класс по вопросам психосоматического состояния и физической релаксации | Профилактика эмоционального выгорания и поддержка соматического и физического здоровья. |
5. | Мастер-класс «Навстречу здоровью» |
Создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей |
6. | Выездные тренинг-практикумы на природе для педагогического коллектива«Профилактика синдрома эмоционального выгорания в образовательной среде» | Создать условия, способствующие профилактике синдрома профессионального «выгорания», сохранить психическое здоровье педагогов в образовательной среде, снять эмоциональное напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния |
«Мини тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в образовательной среде»