Шарова Татьяна Васильевна
В 1998 году закончила Санкт-Петербургское высшее педагогическое училище (колледж) №1 им. Н.А.Некрасова по специальности преподавание в начальных классах.
С августа 2000 года по сентябрь 2003 года работала учителем в ГБОУ средней школе № 401 в речевом классе.
В декабре 2002 года закончила Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена.
С 2008 года и по настоящее время работаю учителем-логопедом в ГБОУ СОШ № 401.
Как научить ребёнка писать без ошибок?
По статистике 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это – повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?
Если ребенок делает ошибки, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то, наоборот, возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.
Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год.
Теперь таким детям ставят диагноз – дисграфия. По статистическим данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30 %!
При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?
Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?
Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.
Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.
Как определить, есть ли у ребёнка дисграфия
Или он просто плохо знает правила?
Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:
1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
2. Пропуск букв.
3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»).
8. Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.
9. «Съезжает» со строчек к концу предложения.
10. Переносит слова как попало.
11. Часто не делает пробелов между словами.
12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.
И, наконец, «неаккуратность» в тетради:
Как можно помочь ребёнку с дисграфией?
Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:
1. Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».
Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.
2. Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»
Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.
3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».
Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…
Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.
После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.
Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.
Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).
4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка – Упражнение «Шифровка».
Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.
Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.
5. Если ребёнок не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк».
Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.
Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.
Чтобы ребёнок писал грамотно, можно ещё дать следующие советы родителям:
Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100 % детей с проблемами по русскому языку 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.
Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.
После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.
Всё это в комплексе и по отдельности немедленно отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.
Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя, связного высказывания – это цель логопедической работы.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становление навыков поведения, основ личностной культуры.
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- развитие интеллектуальных функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- формирование черт гармонично развитой личности.
Здоровьесберегающие технологии, обеспечивают благоприятную психологическую и педагогическую обстановку, способствуют повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Виды здоровьесберегающих технологий применяемых на коррекционных логопедических занятиях
1. Пальчиковая гимнастика, которая сопровождается веселыми рифмовками. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова). На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
2. Дыхытельные упражнения. Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинён внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.
3. Физминутки – это:
- снятие усталости и напряжения;
- внесение эмоционального заряда;
- совершенствование общей моторики.
4. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
5. Гимнастика для глаз является профилактикой нарушений зрения, позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика.
6.Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.
7.Ароматерапия применяется для борьбы с утомляемостью и пофилактики респираторных заболеваний.
8. Создание благоприятного психологического климата в ходе коррекционных логопедических занятий позволяет повысить их эффективность.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшить эмоциональный настрой и повысить работоспособность младших школьников на логопедических занятиях, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Таким образом, учитель-логопед обеспечивает оптимальные пути коррекционно-логопедического воздействия, а безопасность педагогического процесса обеспечивают здоровьесберегающие технологии.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ЗАПОМНИТЬ БУКВЫ
Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?
На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- буква». Нужно говорить о буквах, произнося их звуками : не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.
При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку.
Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом.
Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее), после можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-рот , т-рактор и т. п.).
Игры, способствующие запоминанию букв
1. Игра «Покажи букву»
Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.
Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей , лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.
2. Игра «Найди и назови букву»
Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например: «Алла» — «А», мама, «Коля» — «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.
Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы , похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота.
Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.
3. Игра «Архитектор»
Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит . Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.
4. Игра «Дорисуй букву»
Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.
5. Игра «Узнай букву»
Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.
6. Игра «Что неправильно»
Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.
7. Игра «Найди и подчеркни»
Предложите ребенку найти и подчеркнуть( обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным .
8. Игра «Алфавитный дартс»
Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.
9. Игра «Магнитная азбука»
Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»
10. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы
Персональные данные педагогических работников ОУ размещены с Согласия работников (Согласие на обработку ПДн согласно ст. 9 ФЗ-№152 "О персональных данных")