2.4. Использование здоровьесберегающих и здоровьесозидающих педагогических технологий в образовательном процессе
Здоровьесберегающие технологии в школе представляют собой комплекс мер, способствующих укреплению физического состояния детей. Ведь сохранение здоровья школьников – это вопрос государственной важности.
Комплекс таких технологий включает в себя программы педагогического, психологического и медицинского характера, которые помогают как педагогам, так и ученикам обеспечить безопасный учебный процесс.
С помощью технологий здоровьесбережения учебный процесс положительно влияет на состояние ребёнка. Они предполагают:
создание доброжелательной атмосферы общения, исключение стрессовых ситуаций, в результате – комфортная психологическая обстановка;
предъявление посильных требований к ученикам;
учебная нагрузка, соответствующая возрасту детей;
организация процесса обучения, учитывающая возрастные, половые, культурные, индивидуальные и психологические различия обучающихся;
физическая активность в необходимом количестве.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагогов ГБОУ школы № 401 Санкт-Петербурга
Приказ № 459-О от 31.08.2021 "О создании и полномочиях проблемно-творческой группы педагогов по направлениям внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий, формированию навыков здорового образа жизни"
Приказ № 41-О/1 от 15.09.2021 "О создании и полномочиях проблемно-творческой группы педагогов по отработке форм физической активности обучающихся"
Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся. При этом главными является:
- обеспечивать соблюдение санитарно-гигиеническихтребований к учебным помещениям (освещение, проветривание, использование рециркуляторов для обработки воздуха в учебных помещениях, температурный режим и пр.);
- следить за правильной осанкой учащегося во время занятий;
- проводить гимнастику («утреннюю зарядку», «физкультминутки», динамические паузы) во время учебных занятий и перерывов между ними.
Проведение гимнастики во время урока, включающей упражнения для глаз и различных групп мышц, является обязательным во всех классах.
Проведение «физкультминунок» не требует от учителя дополнительных усилий и подготовительной работы, тем не менее, приводит к существенным результатам: помимо благотворного влияния на здоровье школьников, это способствует усилению внимания учащихся, более продуктивному ходу урока.
Известно, что самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1-го, 6-го и даже 7 -го уроков.
С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.Если в расписании урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.
Здоровьесберегающая инфраструктура ГБОУ школы № 401 Санкт-Петербурга
-медицинский кабинет;
- спортивный зал;
- актовый зал;
-столовая;
-учебные классы, отвечающие требованиям СанПин;
-питьевой режим;
-двухразовое питание;
-рекреации для проведения динамических перемен;
- спортивный стадион.
Физкультурно–оздоровительная работа:
-деление классов на группы здоровья для проведения уроков физкультуры с учетом индивидуально-дифференцированного подхода;
- физминутки на уроках;
-проведение динамических пауз;
-участие обучающихся в секциях отделения дополнительного образования детей (скалолазание, лёгкая атлетика, футбол, каратэ, канистерапия);
-организация и проведение праздничных спортивно-оздоровительных мероприятий.
Рациональная организация учебного процесса:
-обучение в одну смену;
-расписание, составленное с учетом требований СанПин;
-дозировка домашнего задания;
-организация проведения уроков и динамических пауз на свежем воздухе (начальная школа);
-система надомного и семейного обучения;
-создание на уроках психологической, интеллектуальной и физической комфортности.
Профилактика и мониторинг состояния здоровья учащихся:
-диспансеризация учащихся;
- профилактические прививки;
- мониторинг пропусков по болезни учащихся и учителей;
- организация горячего питания;
- организация медико-психологической помощи учителям и учащимся.
Методические разработки педагогов:
Программа внеурочной деятельности по «Фитнес-технологии» для учащихся 8-ых классов - https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2022/06/12/programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti
Конспект урока физической культурыпо разделу программы гимнастика (акробатика)для учащихся 10 классов - https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2020/12/13/konspekt-uroka-po-akrobatike
Праздничное мероприятие. Веселые старты с участием родителей и учащихся школы - https://nsportal.ru/node/6198106
Конспект для учителя. Проведение веселых стартов для учащихся средней школы - https://nsportal.ru/node/6198108
Год |
Мероприятие |
Тема выступления |
2021 |
Семинар для методистов и учителей начальной школы «Формирование у младших школьников современных приемов и культуры работы с информацией»
|
«Использование аудиовизуальных средств обучения младших школьников в контексте здоровьесбережения» |
2021 |
Семинар для заместителей директоров по воспитательной работе «Эффективные практики реализации гражданско-патриотического направления воспитательной работы в школе» |
«Здоровый образ жизни как одна из основ воспитания» |
2022 |
День специалиста для учителей истории и обществознания «300-летие Колпино: от краеведения к гражданственности (деятельностный подход на уроках истории и обществознания)» |
«130 лет истории Колпинского спорта» |
2022 |
Педагогическая студия «Работа с информацией во внеурочное время как способ развития функциональной грамотности младших школьников» |
«Работа с таблицами спортивного комплекса «ГТО» на уроках математики в четвертом классе» |
2023 |
Семинар для учителей информатики «Формирование и развитие ИКТ-компетентности и цифровой грамотности обучающихся» |
Санитарно-эпидемиологические требования на уроках информатики |
Анализ урока |